Местный капитал: воссоединение экономики и общества

12 августа 2013 г.

«На протяжении 67 лет мы ошибались,» - заявил Марк Гортон, основатель компании OpenPlans, в ходе своей заключительной речи на конференции Pro Walk/Pro Bike: Pro Place (PWPB). «Пришла пора это признать и двигаться дальше! Мы полностью провалили развитие транспортной системы в нашей стране. Мы не можем рассчитывать на изменение в законах или политике, пока общество не осознает фундаментальную проблему. Увеличение количества велосипедных дорожек на 20% - это не решение». Неделю спустя на 8-ой Международной конференции открытых рынков в Кливленде наблюдались те же настроения. Кэтлин Мерриган, Заместитель министра сельского хозяйства США, в своем обращении к менеджерам и юристам открытых рынков сказала: «Мы все собрались здесь, потому что знаем: рынки могут быть чем-то большим, чем просто местом для покупок еды. Рынки могут оживить целые районы». Эти заявления уловили суть тех дискуссий, которые велись на обеих конференциях под эгидой Организации по развитию общественных зон (PPS): о том, что реформы (будь то транспортной системы, продовольственной системы или других важных аспектов городской жизни) не могут сводиться просто к открытию новых велосипедных дорожек или продаже местных фермерских продуктов. Пришло время сфокусироваться на масштабных культурных переменах. Сторонники различных движений объединяются в новые коалиции. Несмотря на то, что все мы отстаиваем разные идеи, отвечающие нашим внутренним убеждениям, многие сторонники перемен признают, что у всех нас есть общий базис (и в физическом, и в философском смысле), который объединяет нас, помогает постичь суть наших основных прав и вызывает чувство принадлежности, и есть общество, сплачивающее нас. Даже если мы бываем в чем-то не согласны с нашими соседями, мы объединены с ними единым пространством. Наши общественные зоны – от парков до рынков и улиц – это места, где мы знакомимся друг с другом, взаимодействуем, обмениваемся опытом и традициями, которые формируют местную культуру. Выступая на конференции PWPB, Микаэль Колвиль-Андерсен, учредитель портала Copenhagenize.com, выразил эту мысль более поэтично: «Лучший памятник в Копенгагене – это не Русалочка. Я думаю, что лучший монумент, который мы когда-либо воздвигли, - это наша велосипедная инфраструктура - памятник на человеческой тяге».
«Я думаю, что лучший монумент, который мы когда-либо воздвигли, - это наша велосипедная инфраструктура - памятник на человеческой тяге». Фотография сделана: Spacing Magazine via Flickr Общественные места – это отражение нашего общества, поэтому именно с них стоит начать перемены в мышлении и образе жизни. Каждый из нас может играть более заметную роль в культурных переменах, если начать делать то, во что ты веришь, - особенно в преобразовании общественных зон. На конференции PWPB Эйприл Экономидес, специалист по городской экологии, предложила простое решение для смягчения негативного отношения собственников малого бизнеса к созданию торговых районов с инфраструктурой для велосипедистов: говорите владельцам частных предприятий, постоянными клиентами которых вы являетесь, что вы приезжаете к ним на велосипеде. На семинаре по работе с соцсетями в рамках конференции PWPB Алиса Уолкер, писатель и профессиональный пешеход, призывала пользователей таких популярных гео-локационных сетей как FourSquare чекиниться в автобусах и на пешеходных дорожках, чтобы их друзья знали, что они передвигаются пешком и пользуются общественным транспортом. Конечно, чтобы изменить поведение, нужно изменить образ мыслей. На Конференции открытых рынков Член городского совета Кливленда, Джо Симперман, рассказал о том, сколько усилий потребовалось, чтобы изменить мышление продавцов на рынке West Side, когда руководство рынка приняло решение увеличить количество рабочих дней на неделе. Хотя многие продавцы не испытывали необходимости в дополнительных рабочих днях, Симперман помог им переосмыслить ситуацию: «[Я попросил людей подумать о том] Для чего мы здесь? Мы находимся здесь не для достижения собственных целей. Мы здесь ради жителей Кливленда». Активная деятельность отдельного человека бесценна, но масштабные перемены в культурном восприятии требуют объединяющей стратегии. Конструктивное видение будущего вместе с четко поставленными и убедительными целями формируют необходимую основу для индивидуальных решений, которые различные люди принимают в ходе изменения культурной среды. Чтобы вывести общественные места на первый план в публичной дискуссии, необходимо поменять подход к обсуждению давно волнующего всех вопроса – экономики. В статьях, посвященных Велономике, блоггер Элли Блу предельно лаконично объясняет, почему особенно важно обсуждать экономику совместно с культурными переменами в современном политически противоречивом мире: «Мы действительно можем изменить парадигму строительства наших городов. Обсуждение экономических задач позволяет свести на нет все политические разногласия». Каких бы политических взглядов мы не придерживались, за годы экономических неурядиц (и десятилетия непредсказуемого управления страной) мы привыкли на слова «экономический рост» и «создание новых рабочих мест» отвечать автоматическим одобрением. Мы редко задаем вопросы «Куда мы растем?» и «Какие рабочие места мы создаем?». Это рассуждение логически подводит нас к концепции «Местный капитал» (Place Capital), которая основана на том, что экономическая ценность устойчивого и динамично развивающегося общественного объекта гораздо выше, чем простая сумма составляющих его частей. Замечательные новые объекты создаются путем привлечения разнообразных «инвестиций» в проекте «Местный капитал»: от частных действий, создающих гостеприимную атмосферу самого места, до серьезных осязаемых преобразований, которые делают пространство более доступным и многофункциональным. Широкая сеть улиц и общественных объектов прекрасно способствует взаимодействию людей, создавая социальные сети из активных и творческих личностей, и формирует города, где экономические структуры отвечают возможностям и интересам местных жителей. Общественные места, создаваемые на деньги Местного капитала, позволяют каждому внести свой ощутимый вклад в создание общественного богатства и напрямую повлиять на решения, от которых зависит стабильность экономической системы.
Продуманные места способствуют взаимодействию людей и появлению экономических возможностей. Фотография сделана: Fred Kent. По сути Местный капитал помогает воссоединить экономику и общество. Современная экономика основана на конечном продукте: вещах, которые мы производим; идеях, которые мы защищаем патентами; товарах, которые мы покупаем (нужны они нам или нет). Эта система поддерживает данный статус-кво, направляя все большее количество денег во все меньшее количество компаний. Управление в этой системе происходит исключительно по принципу сверху-вниз. Даже владельцы малого бизнеса сегодня вынуждены подстраиваться под изменения в глобальной экономике, которые работают на увеличение инвестиционных капиталов, но никак не учитывают интересы самих потребителей. В ходе нашей собственной работы по развитию общественных объектов мы обнаружили, что проекты общественных мест и инициирующие их государственные структуры склонны выбирать один из четырех вариантов развития из всего возможного спектра. Во-первых, есть проекты ради проектов. Они, как правило, управляются сверху-вниз силами бюрократического начальства, для которого самое важное – это сдать проект вовремя и с экономией бюджета. Такие проекты обычно приводят к созданию однотипных объектов без учета местной специфики и потребностей. Следующий тип объектов – это места, где во главу угла ставится дизайн. Им свойственны более качественный уровень исполнения, более высокая смета и более привлекательный вид. Но при этом такие проекты полностью зависят от личного вкуса дизайнера и других отвлеченных критериев, что приводит к созданию объектов, приятных глазу, но функционально не приспособленных к большому скоплению людей. Все чаще и чаще за основу берется третий вариант подхода, в котором приоритет отдан назначению места. Здесь также дизайнеры и архитекторы являются лидерами процесса, но их усилия направлены на работу с местными жителями и на создание дизайна, отвечающего задачам и интересам тех жителей, которые живут, работают и отдыхают рядом с этим местом. И наконец, есть объекты, также учитывающие назначение места, где за основу берутся не просто интересы и пожелания жителей, а где жители вовлекаются непосредственно в процесс проектирования. Люди, участвующие в разработке проекта, осознают свой вклад и в дальнейшем становятся его защитниками и кураторами. Они следят за тем, чтобы тротуары были чистыми, газон - подстриженным, а соседи – довольными. Они осознанно принимают участие в проекте на всех его этапах. И здесь главное слово «они», во множественном числе. В подобных проектах доступность места становится его главной целью: проектирование и управление общественным местом становится общей работой, которая увеличивает общественный капитал и укрепляет социальные и культурные связи.
Приняв участие в обсуждениях на Конференции PWPB и Конференции открытых рынков, мы убедились в том, что концепция Местного капитала идеально подходит для объединения различных частных инициатив, чтобы общими усилиями изменить мир к лучшему. Проект «Местный капитал» использует алгоритм создания общественных объектов для постановки четких экономических целей, которые помогают переосмыслить наш подход к общественным местам и к общественному благосостоянию в целом. Если мы организуем жизнь района вокруг мест, где все чаще встречаемся лицом к лицу с соседями, то мы неизбежно начинаем больше узнавать друг о друге, и у нас возникает желание помочь друг другу расти и развиваться. «Именно потому, что наши общественные объекты находятся в таком упадке, мы стали мировыми лидерами в разработке проектов по их улучшению,» - сказал Дэн Кармоди, директор Восточного рынка в Детройте, объясняя всплеск интереса к созданию общественных мест в США за последнее десятилетие. Сейчас все в наших руках: если мы сконцентрируемся на увеличении Местного капитала, мы создадим движущую силу для дальнейшего развития и объединим множество разных голосов в единый хор. Деньги идут к деньгам, а люди – к людям. Будучи сторонниками алгоритма создания общественных мест, мы должны обратиться к жителям собственных районов, чтобы вместе с ними определить те ценности, которые станут центром возрождения местной культуры. Любые наши действия: от ежедневного приветствия соседей на улице до организации общественных групп в поддержку социальных перемен – это наш вклад в Местный капитал. Появление прекрасных мест и экономически устойчивых сообществ возможно только тогда, когда люди объединяются для их создания, - это и есть монумент на человеческой тяге. Так за работу! Спасибо за перевод Вере Липилиной Источник

Еще статьи на эту тему

Эстакадам и магистралям не место в городе