Брюссель для пешеходов

27 мая 2019 г.

Прямо сейчас в некоторых местах в центре Брюсселя стоит довольно жутковатое спокойствие. Если гулять вечером по бульвару Анспах, широкому проспекту в самом центре Брюсселя, дорога будет пустой, а от известняковых и кованых фасадов будет идти эхо от прохожих на тротуаре.

Похожее изображение

Эта необъяснимая тишина в центре шумного мегаполиса с 2,2 миллионами жителей (если учитывать пригороды), известного как одна из самых загруженных столиц Европы, не случайна. В настоящее время Брюссельский столичный регион постепенно претворяет в жизнь один из самых амбициозных планов по пешеходизации за последние 20 лет. С ним может сравниться разве что Мадрид: в Брюсселе систематически запрещают въезд всего транспорта, кроме экстренных служб и служб доставки, на многие улицы и площади — не только те, что расположены в центре, но и осевые.

Эту зону обычно называют французским названием Le Piétonnier (пешеходная зона). Её начали приспосабливать в 2015 году, и к концу 2019 работы завершатся на 70%. В этом году уже успели уложить брусчатку на площади Брукер (можно посмотреть в прямом эфире тут), загруженном пересечении, которое нередко называют «брюссельский Таймс-Сквер» (до недавних пор это и площадью-то было трудно назвать). К югу от площади машинам запрещён въезд на бульвар Анспах и прилегающие переулки (проезжая часть там перекрыта заборами — отсюда и зоны тишины). Это делает место дружелюбнее для людей, деревьев и велосипедов.

В это же время площадь возле роскошной брюссельской Биржи наконец стала единым пространством без автомобилей. Её рендеры можно увидеть на видео ниже — и они весьма амбициозны: привлекательный пешеходный бульвар с деревьями, зелёными зонами и кафе. В апреле городские власти даже подняли ставки, пообещав ещё расширить пешеходную зону, хотя и текущие работы ещё не завершены.

Всего несколько лет назад всё было иначе. Улицы Le Piétonnier до недавних пор были забиты машинами, и понятно, почему. Это не петляющие узенькие европейские улочки: всё, что подходило под это описание в центральном Брюсселе, и так было свободно от автомобилей. Это широкие бульвары, которые своей архитектурой и размерами совсем не похожи на парижские — оживлённые улицы, разрезающие центр на несколько частей, будто бы привлекая потоки трафика. В общем-то так и было: их проложили в 1860-е годы после того, как закопали реку Сенну (не путать с парижской Сеной и бразильским автогонщиком — прим. пер.). Бульвары должны были превратить вонючий пережиток Средневековья в что-то современное.

Какое-то время план работал. Но когда начали массово появляться автомобили, роль бульваров как пространства для оживления города снизилась. Летним кафе удалось выжить за счёт широких тротуаров — это всё ещё (по большей части) франкофонная Европа. Но автомобильный трафик сделал окружающую среду менее приятной. Элегантные фасады в стиле бозар отражали звук моторов и скрип тормозов, и центр Брюсселя был грязным местом, которое хотелось проехать мимо.

Картинки по запросу brussels PiétonnierПерестройка бульвара Анспах между улицей Тейнтюрье и площадью Фонтенас. Фото luxembourg.lameuse.be

Но убрать машины поначалу было непросто. Бизнес боялся потерять покупателей, а зелёные активисты рассматривали план как полумеры — запрет автомобилей на бульварах только отодвинул бы машины на «мини-кольцо» в нескольких кварталах оттуда, и это могло бы даже увеличить трафик в районе. Пока кажется, что эти страхи были небезосновательными. Магазины вдоль бульваров жалуются на нехватку посетителей — город рассылает уведомления о том, где и как долго будут закрыты улицы, практически перед самым стартом работ.

Ситуация с загрязнением — смешанная. Условия в пешеходной зоне значительно улучшились: например, на 20% снизились выбросы углерода. Однако какая-то часть переместилась за центр и выросла вокруг «мини-кольца», как и опасались экологи.

Поражает реакция города: после долгих публичных слушаний кажется, что жители Брюсселя не станут менять своего мнения, а городские власти просто думают, что дело ещё не доведено до конца. Согласно новому плану городской мобильности, обнародованному в апреле, власти Брюсселя планируют постепенно закрыть мини-кольцо, заставляя трафик ехать по намного более широкому (и уже загруженному) Petite Ceinture (Малому поясу), который расположен чуть дальше — там, где проходила историческая городская стена Брюсселя. В это же время прорабатываются планы ещё шести «пешеходных бульваров», в частности, бульвара Адольфа Макса, преобразование которого расширит Piétonnier до Petite Ceinture.

Новый пешеходный район в центре Брюсселя, созданный в 2015 году. Eric Vidal/Reuters

С ростом загрязнения за пределами Piétonnier становится очевидным, что недостаточно просто перемещать автомобили без снижения их общего числа. Поэтому в Брюсселе предлагают изменить способы перемещения по всему городу: по новому плану городской мобильности к 2030 году автомобилепользование должно снизиться на 24%, а число велосипедистов — вырасти в 4 раза. Чтобы внешние районы не стали лазейками для ежедневных поездок на машине, будет создано 50 зон с ограничением скорости 30 км/ч. Что особенно важно, и метро, и трамвай будут продлены на север, и у людей будет больше возможностей выбора способов попасть в центр.

Эти изменения крайне необходимы. У Брюсселя есть характер и обаяние, но он продолжает оставаться хаотичным и загрязнённым местом, способным опровергнуть тезисы о великолепном качестве североевропейского градостроительства. Если он найдёт способ стать более зелёным и чистым городом, то, хоть и запоздало, может стать образцом для подражания международного уровня — как он этого заслуживает.


Оригинал. Перевод Михаила Чижова. Поддержать редакцию:


Еще статьи на эту тему

Эстакадам и магистралям не место в городе