Будущее рядом: мобильность как услуга шагает по планете

28 июля 2019 г.

Завалы из электросамокатов на тротуарах Сан-Франциско, Сиэтла, Пекина или множества других городов могут раздражать, но это куда более серьезное явление, чем кажется. Перед нами первые признаки новой транспортной парадигмы, которая знаменует смерть старой, где каждый человек владеет автомобилем.

Картинки по запросу micromobility

Что займет ее место?

Явление под названием «мобильность как услуга» — сеть скоординированных способов передвижений, дешевых и удобных. При помощи мобильного приложения человек сможет выбирать из множества опций: поездка с попутчиком, общественный транспорт, электровелосипеды, электроскутеры и даже беспилотное такси. Мы больше не будем платить налоги на машину и оплачивать парковочные места — их заменит плата за преодоленное расстояние. Система будет схожа с подпиской на Netflix.

Такое уже существует?

Отчасти. Люди, отказавшиеся от личного транспорта в пользу Uber, уже в некотором роде используют «мобильность как услугу». Более крупные программы существуют пока лишь в тестовом режиме в некоторых городах. Например, в Хельсинки, где при помощи мобильного приложения Whim пассажир может планировать свою поездку, комбинируя автобусы, такси, поезда, трамваи, паромы, арендные машины, велосипеды и самокаты. Whim также действует в английском Бирмингеме и бельгийском Антверпене, а к концу года может появиться в Северной Америке, Азии и Австралии.

Кто внедряет эту систему?

Многие компании, которые также ведут разработку беспилотных автомобилей: гиганты Apple и Google; крупнейшие автопроизводители Volkswagen, Toyota и General Motors а также Lyft и Uber. Последний, к слову, уже объединяет это приложение с услугами общественного транспорта в Лондоне, Денвере и других городах.

Картинки по запросу micromobility

Зачем им это?

Автопроизводители и другие компании понимают, что перемены неизбежны. Одна из причин кроется в том, что население планеты растет, — к 2050 году нас может стать 9,8 миллиардов. Две трети людей будут жить в крупнейших мегаполисах мира, поэтому обладать личным транспортом станет нереально. Компании не хотят выпасть из игры и видят перспективы в обеспечении людей мобильностью нового образца. Ford Motor Co. подсчитала, что бизнес услуг мобильности может вырасти до 10 триллионов долларов, а процент прибыли будет достигать 20% — при том, что в лучшие свои годы автомобильные компании получали 10% прибыли. Скептики задаются вопросом: почему конкуренция не ударит по доходам игроков рынка? Ведь неслучайно Uber и Lyft постоянно терпят убытки. И тем не менее, согласно исследованию Bloomberg New Energy Finance, эта сфера бизнеса привлекает стартапы и венчурные фонды — порядка 5 миллиардов долларов в 2018 году.

Как это будет работать?

Внедрение и развитие «мобильности как услуги» идет уже сейчас, без самоуправляемых машин. Но ее успех и коммерческая выгода зависят от их появления. По оценкам UBS, благодаря им нынешняя цена в 2-3 доллара за милю упадет до 70 центов. Первые беспилотники будут слишком дорогими для личного владения. Поэтому они станут частью транспортной системы, в которой у них будет множество пользователей.

Картинки по запросу lime gen 3 scooter

Люди от этого выиграют?

В городах, где общественный транспорт щедро субсидируется, — уже сейчас. В других только после появления самоуправляемых машин. Пока нанять такси с водителем чаще всего дороже, чем содержать личный транспорт. Илон Маск говорит, что в будущем одна миля в его беспилотном такси обойдется в 18 центов — при условии, что если он убедит владельцев машин Tesla отдавать их в аренду, когда те им не нужны.

Есть ли еще польза от этого перехода?

Единая автоматическая транспортная система позволит ежегодно спасти 1 250 000 жизней по всему миру от гибели в ДТП, говорят эксперты. Считается, что в США 9 из 10 смертей происходят из-за человеческого фактора. К тому же, если большая часть транспорта будет работать на электричестве, природа сможет отдохнуть от того количества углекислого газа, которое сегодня выбрасывают машины. С точки зрения личного владения «мобильность как услуга» покончит с пустой тратой денег. Сегодня машины не двигаются 94% времени: они либо стоят в ожидании зеленого света, либо просто находятся на парковке. Но с новой системой люди будут платить только за передвижение.



Оригинал
. Перевела Анастасия Ромашкевич.


Еще статьи на эту тему

Эстакадам и магистралям не место в городе