Карта ДТП v2.0

25 июня 2020 г.

Этим летом мы полностью обновим наш сервис «Карта ДТП», и хотя результат вы увидите только в августе, уже сейчас я расскажу, как и над чем мы работаем каждый день, чтобы улучшить сервис.

Все началось зимой 2018 года, когда ЦОДД стер сразу несколько переходов на Садовом, нивелировав и так небольшие улучшения этой улицы после реконструкции. В рамках проекта «За безопасные переходы» мы создали большее движение и множество активностей по изменению положения пешеходов в городе, тогда же был создан и сайт.

Один из многих проектов по визуализации официальных данных ГИБДД, он единственный, кто выжил и стал основной площадкой для работы активистов, проектировщиков, аналитиков и кучи других людей. Скриншоты с карты ДТП можно встретить в постах Петра Шкуматова и Дарьи Бесединой, презентациях архитекторов «Стрелки» и активистов из далеких поселков, в книгах и дипломных работах. 10 000 посещений в месяц на сервис, который казалось тогда никому и не нужен.

Но спустя два года пришло время двигаться дальше. Безопасность пешеходов перестала быть заботой маргинальной группы урбанистов и стала спокойно звучать в пресс-релизах ЦОДД. Выросли требования и к данным со стороны пользователей. Изменились технологии.

За это время мы получили почти тысячу писем с вопросами, комментариями и дополнениями, 100 участников чата по разработке помогали устранять ошибки, писали обращения в ГИБДД и улучшали геокодирование. Пришло время меняться и вот, как мы будем это делать.

Новый этап

Первое, что мы сделали, — обратились к нашим пользователям, всем кто уже использовал Карту или хотел делать это в будущем.

Через опрос удалось выявить очень много вещей, о которых мы даже не думали в начале проекта.

Вместе с опросом мы провели несколько глубинных интервью с представителями основных групп пользователей, чтобы детально понять, что и как они ожидают от проекта, и что их беспокоит сейчас.

Проектирование

Посмотрев десятки примеров из других городов и стран, проанализировав опросы и обратную связь, мы поняли, что визуальная часть и особенно чистота и прозрачность отображения данных очень важны, как важна и социальная роль проекта как средства популяризации безопасности на дорогах. Все это было включено в требования к сервису.


Идеи, наброски, примеры и тысячи других заметок превратились сначала в доску Миро, а затем и полноценное ТЗ на 10 страницах. Дальше был поиск команды, конкурсный отбор и тестовые задания, утверждение участников и сотни других шагов.


Один из вариантов оформления карточки ДТП, присланный на конкурс


Интерфейс

Задача обновленного интерфейса упростить основные задачи пользователей и элегантно вписать новые функции.

Сначала появляется прототип:


Потом прототип прорисовывается в макет, макет дорабатывается дизайнером и выносится на обсуждение. Вот, например, как трансформировалась визуальная часть главной страницы:


Логотип

Айдентика и логотип тоже требовали внимания. Максим Алимкин предложил простое и лаконичное решение. Мы немного переживали, но в итоге это стало идеальным элементом всего сайта.


Красная точка как символ и красного сигнала светофора, который просит снизить скорость, и капли крови на асфальте, и красная точка на карте — вариантов интерпретации множество. Красная метка отличный визуальный маркер и для карты:



Новые функции

Не только текущие задачи пользователя будут решаться проще и нагляднее, переработка интерфейса дала нам возможность добавить новые функции без ущерба в простоте использования.

Все регионы

Самое простое, но и самое важное — теперь мы сможем показать данные по всей стране и любому региону. А простой поиск поможет вам найти именно вашу улицу. Кроме того, мы добавили инструмент выделения произвольного участка на карте, что сильно поможет для локальных проектов.

Новые фильтры

Анализ ДТП невозможен без типизации и поиска зависимостей, тут нам на помощь приходят десятки атрибутов из карточки ДТП, по которым можно отбирать данные: возраст, освещенность, время, условия на дороге, объекты рядом и еще множество. Сгруппировать, отсортировать по приоритету и вынести основные на верх, при этом сохранив максимальную детализацию — задача не из простых. Например, ДТП с детьми или мотоциклистами теперь можно будет быстро выбрать одной кнопкой.

Новые слои данных

На карте появятся не только очаги ДТП — основной критерий для госорганов по безопасности движения, — но и объекты, интересные для анализа и другим группам пользователей, в первую очередь это камеры и социальные объекты, например, школы. В будущем мы сможем легко добавить и другие данные.

Теперь будет гораздо проще оценить безопасность у школы, влияние подземного перехода или камеры на число аварий и так далее.

Блоги, комментарии и обратная связь

Часто наша карта оказывалась единственным местом, где люди могли и пытались дать дополнительную информацию о ДТП. Мы получали сотни комментариев о некорректных координатах, дополнительных условиях аварии или участников, о которых забыла полиция. В случае резонансных ДТП у нас есть фотографии с места событий или статьи в СМИ — все это может быть полезно для уточнения обстоятельств и предотвращения таких аварий в будущем. Теперь это будет прямо на карточке ДТП (после модерации, конечно). Журналисты, активисты или муниципальные власти теперь смогут подписаться на данные по своему региону и оперативно отслеживать нужную информацию.

В разделе блогов мы будем рассказывать о методах по снижению аварийности, успехах активистов, давать статьи по мировому опыту и рассказывать о резонансных ДТП.

Отчетность и аналитика

Сравнивать регионы, видеть тренды, понимать, что именно происходит и почему поможет отдельный новый раздел с графиками и отчетами. На основную карту выведем базовый показатель безопасности — уровень социального риска: число погибших на 100 000 населения.

Дальше — больше!

Мы много сделаем, но еще больше у нас в планах. Вот куда мы хотим двигаться дальше:

  • Развивать исследования и аналитические функции: больше статей, больше аналитики, больше инфографики и рассказов что и почему
  • Сбор обратной связи и формирование сообщества
  • Интегрироваться с партнерами, в том числе по загрузке новых данных
  • Мобильная версия
  • Больше инструментов для проектировщиков и аналитиков, в том числе анализ маршрута рисков ДТП, эффективности применяемых мер или реконструкций дорог и многое другое.

Благодарности

Сейчас список людей помогающих проекту настолько большой, что я действительно переживаю, смогу ли уместить всех в этой статье, тем не менее, я хочу сказать громадное СПАСИБО:

Сергею Устинову за всю техническую часть проекта, а так же моральную поддержку и умение слушать, за то, что он помог этому проекту родиться и не бросает его.
Насте Ромашкевич за финансирование первой стадии. Это был весомый вклад, который дал жизнь сайту.
Максиму Алимкину за разработку айдентики.
Всем участникам краудфандинга, кто помогал и помогает нам финансово и не только.
Андрею Кармацкому и ребятам из Яндекса,
Фонду Городские проекты и Ире Правниченко,
Команде Штаба : Алёне Авдеевой, Дарье Распопиной, Максиму Стонту,
и отдельно Кате Фефеловой, Антону Черных, Леле Жвирблис, ребятам из чата разработки, и многим другим.

Алексей Радченко. Оригинальный пост здесь

Еще статьи на эту тему

Эстакадам и магистралям не место в городе