В США задумались о безопасности на дорогах

3 февраля 2022 г.

В 2020 году, несмотря на карантин и снижение автомобилепользования, количество смертей на дорогах США стало наибольшим за 13 лет. Итоговых данных за 2021-й ещё нет, но, по словам министра транспорта США Пита Буттиджича, «они не очень».

Statistic: Number of traffic-related fatalities in the United States from 2010 to 2020 | Statista
Find more statistics at Statista

Ответом на такой тренд стала Национальная стратегия по безопасности на дорогах — первый документ федерального уровня, принятый для снижения уровня смертности в авариях (раньше этим занимались штаты и города). Но важнее даже не уровень принятия документа, а заявленная в нём цель: ноль смертей. По словам Буттиджича, такая цель должна изменить практически всё: «то, как в городах проектируют улицы, как компании производят автомобили, как люди их водят». План разделён на пять частей — а журналисты из Curbed совместно с экспертами оценили, насколько каждая из частей амбициозна и в теории эффективна.

Безопасность людей

«Способствовать безопасному, ответственному поведению участников дорожного движения и создавать условия для того, чтобы все могли безопасно добраться туда, куда им нужно»

Safe Streets for Everyone, this year's Summit theme.

Эта часть плана во многом посвящена вождению в пьяном виде (оно остаётся сопутствующим фактором примерно в трети смертельных аварий в США). Автопроизводители уже обладают технологией, которая не позволяет таким водителям садиться за руль, а повсеместное внедрение алкодетекторов, по оценкам, позволит спасти 7 тысяч жизней в год (всего в США ежегодно погибают около 40 тысяч человек). Другим отвлекающим водителя факторам в новой стратегии уделяется мало внимания. Однако стоит отметить: эта часть направлена именно на водителей — в ней не обвиняют пешеходов в собственных смертях, вызванных плохим проектированием улиц.

Безопасность дорог

«Проектировать улицы и дороги так, чтобы ошибки не приводили к тяжёлым последствиям, не допуская травм. Улицы и дороги должны способствовать безопасному поведению людей и обеспечивать безопасность уязвимых участников дорожного движения»

Pedestrian Safety Islands | National Association of City Transportation  Officials

В новом плане чётко сказано: США должны проектировать улицы, используя подход «Безопасные системы» — по сути, это другое название традиционного шведского Vision Zero. Такой подход применяют практически все страны, где почти удалось искоренить смерти в авариях. Новой национальной стратегией подразумевается, что скоро обновятся местные инструкции (по сути, аналоги наших ГОСТов и СП) по проектированию улиц — работа над этим уже ведётся. В то же время важно, куда пойдёт государственное финансирование инфраструктуры. Важно изменить соотношение: меньше средств вкладывать в автомобили и больше — в поддержку общественного транспорта, велосипедного движения и условий для пешеходов. Бюджеты должны отражать приоритеты.

Безопасность транспортных средств

«Сделать доступнее системы и устройства для автомобилей, которые помогают предотвращать аварии и снижают уровень последствий аварий как для водителей и пассажиров, так и для всех остальных»

Это один из самых плохо проработанных пунктов плана. Предложения вроде установки во всех новых автомобилях систем распознавания пешеходов, конечно, помогут, но пройдёт очень много времени, прежде чем такие автомобили будут составлять значимое количество на дорогах. При этом ничего не сказано о продолжающих расти весе и размере автомобилей.

Безопасная скорость

«Обеспечивать безопасную скорость на дорогах и улицах продуманными проектами улиц, общественными кампаниями и контролем скорости»

State Street Fall 2007.jpg

Скорость — важнейший критерий, по которому можно вычислить вероятность, что человек выживет в аварии. В новой стратегии отражена важность проектирования улиц ради безопасности, а не скорости. Отдельно стоит отметить принятие концепции «саморегулируемых улиц» — по сути, идеи о том, что спроектированные ради безопасности улицы эффективнее обеспечат безопасность, чем полиция, камеры и штрафы.

Уход за пострадавшими в авариях

«Повышение уровня выживаемости в авариях за счёт надлежащего доступа к скорой помощи, создание безопасных условий для медицинских работников, а также предотвращение вторичных аварий за счёт продуманной процедуры оформления аварий»

Возможно, это недооценённый элемент предотвращения аварий, но он важен. При серьёзных авариях расстояние до больницы зачастую влияет на то, будет пострадавший жить или нет. Также новый план должен улучшить координацию между скорой помощью и больницами. Важна и работа с данными: статистика зачастую не точна и, например, в ней не учитываются люди, которые умирают более чем через 30 дней после аварии.

Итог

Новой стратегии пока не хватает финансирования — сейчас на программу безопасных улиц и дорог для всех выделяется всего 6 миллиардов долларов (для сравнения, на строительство и поддержание шоссе и магистралей — сотни миллиардов). Кроме этого, нет даже примерного года, к которому предполагается если не искоренить, то значительно снизить количество смертей на дорогах. Шагов по достижению целей в новом плане тоже не прописали — есть простор для манёвров у тех, кто захочет так или иначе затягивать его реализацию. Однако сам факт того, что правительство США наконец задумалось и приняло стратегию, в которой прописало много важных для безопасности пунктов, а также буквально провозгласило принципы Vision Zero на федеральном уровне, не может не обнадёживать.

Нулевая смертность в авариях — это именно та цель, к которой должны стремиться в любой стране. Нужно не просить «снизить нормативы по смертям», как это было недавно у нашего МВД, а именно что ставить амбициозную цель и стремиться её реализовать. Только так можно добиться, чтобы на наших дорогах действительно перестали гибнуть люди.

Оригинал

Ноль смертей
Текущий проект

«Городские проекты» объявляют кампанию, целью которой является снижение смертности горожан в дорожно-транспортных происшествиях через принятие комплексных общественно-политических мер в области правил дорожного движения, организации дорожного движения, полномочий муниципалитетов, дорожно-строительных работ, градостроительства и благоустройства, а также автомобилестроения.

Сбор регулярных пожертвований на нашу деятельность
июня
Собрано 27 945 283₽ из 702 200

Эстакадам и магистралям не место в городе