В Утрехте строят район без машин

13 февраля 2020 г.

Жители нидерландского Утрехта давно в курсе, что живой город и засилье автомобилей — вещи несовместимые. Первые эксперименты с закрытием улиц для машин там прошли ещё в 1965 году. Сегодня пешеходным центром города уже мало кого можно удивить, а Утрехт, как и все Нидерланды, известен своей дружелюбностью к велосипедистам. При этом личные автомобили всё ещё предопределяют облик большинства улиц, как и практически во всём мире. Архитекторы нового района Мерведе, однако, хотят это изменить — предоставив жителям всё необходимое в пешей доступности.

Картинки по запросу "plan merwede utrecht"

В Мерведе, который будет располагаться на юго-западе Утрехта, на площади в 24 га смогут проживать 12 тысяч человек. Особый упор будет сделан на удобство пешеходов и велосипедистов, а также на развитие общественного транспорта, включая электрички, которые свяжут район со всей страной. У района будет свой велопрокат и каршеринг только для жителей. Вместо того, чтобы исходить из расчёта одной (или нескольких) машин на семью, создавая пробки и парковочные места, в Мерведе создают среду из расчёта 1 автомобиль на 3 семьи. (сейчас автомобилевладение в Нидерландах примерно 0,8 автомобилей на семью — прим. ред.)

Более трети жителей Утрехта (население города — 360 тысяч человек, как во Владимире) ежедневно ездят на работу на велосипеде. Марко Брукман, глава архитектурного бюро, спроектировавшего район, считает, что идея владения своим домом, перед которым стоит машина, «всё ещё крепко сидит в головах, но среди новых поколений наблюдается другой подход к автомобилям».

По его словам, в таком районе без автомобилей можно больше внимания уделять самому важному: качеству общественных пространств, виду города на уровне глаз, зелени, биоразнообразию, адаптации к изменению климата и местам для социального взаимодействия. Создавая зону без автомобилей и ограничивая парковку, архитекторы пытались установить новый стандарт качества для районов с плотной застройкой — и создать условия для того, чтобы изменить отношение людей — от автомобильной зависимости к устойчивым видам транспорта.

Картинки по запросу "wijk merwede utrecht"

Сейчас на месте будущего района находится бизнес-парк, который превратится в 6000 жилых помещений в более чем 200 зданиях. Член городского совета Кис Дипевен утверждает, что «это будет район со всем необходимым — магазинами, школами, детскими садами, больницами — в пешей доступности». Похоже на мэрскую программу «15-минутный Париж» Анн Идальго.

Утрехт — четвёртый по величине город Нидерландов, в котором расположен крупнейший университет страны. Это важный транспортный хаб, население которого к 2040 году должно вырасти на 100 тысяч человек. Новый дизайн района даст людям возможность получить от города всё необходимое неподалёку от дома, и не даст городу расползтись.

Но для полного преобразования города потребуется изменить и остальные районы тоже. Новый район Мерведе, считает Дипевен, — это отличный способ начать переход от автомобилей к велосипедам и ходьбе.

Сейчас идёт этап публичных обсуждений проекта: жители оставляют свои мнения. Некоторые всё же высказывают свои опасения. В основном, они касаются количества новых жителей, а также большего числа велосипедистов, которые будут пользоваться загруженными мостами. Мнения принимаются до 11 марта, а затем весь проект будет обсуждаться в городском совете. Дипевен заявляет, что если всё пойдёт по плану, первые жители смогут заехать в новый район в 2024 году.


Оригинал. Иллюстрации Marco.broekman en OKRA. Перевод Михаила Чижова.

Еще статьи на эту тему

Эстакадам и магистралям не место в городе