Венскую модель оплаты транспорта могут применить в Берлине

16 июля 2019 г.

Мэр Берлина объявил, что жители города смогут платить всего 1 евро в день, чтобы пользоваться общественным транспортом весь год. Это решение было принято в рамках политики столицы по уменьшению количества автомобилей и снижению уровня загрязнения воздуха.

Похожее изображение

«Я хочу постепенно прийти к внедрению годового проездного на общественный транспорт за 365 евро», — сообщил Михаэль Мюллер в интервью «Neue Zürcher Zeitung». Сейчас годовой проездной в городе стоит 761 евро.

Если это случится, то Берлин станет еще одним городом в Германии, перенявшим так называемую «венскую модель»: популярность общественного транспорта в австрийской столице резко возросла в мае 2012 года, когда оператор Wiener Linien снизил стоимость годового проездного с 449 евро до 365 евро.

В Вене годовой проездной есть у 822 000 человек, то есть почти у половины города. Доля поездок, совершаемых на метро, трамвае или автобусе, дошла до 38%. В Берлине эта цифра составляет 27%, в Мюнхене — 23%, в Гамбурге — 18%.

Ряд городов Германии испытывает «венскую модель» проездного, чтобы достичь целевых показателей уровня загрязнения воздуха, принятых в ЕС.

Такой эксперимент проводят с начала 2019 года в Бонне и городе Ройтлингене на юго-западе страны. Города Эссен, Херренберг и Мангейм получают госфинансирование в рамках инициативы «город-лидер», чтобы изучить альтернативные способы снижения цен на билеты, которые будут стимулировать горожан отказаться от машины в пользу автобуса или метро.

В Мюнхене тоже ищут способ внедрить проездной за 365 евро: к этому призвал премьер-министр Баварии Маркус Зёдер в ходе избирательной кампании, прошедшей год назад.

Тем не менее, местные власти обнаружили, что снижение цен ставит перед городом новые задачи. Если «венские» проездные смогут привлечь новых пассажиров в городской транспорт, то операторы будут вынуждены тратить средства на закупку более крупных или длинных поездов и на сокращение интервалов движения.

Венский оператор Wiener Linien ежегодно получает 700 млн евро в качестве субсидий от города и национального правительства. Привлечь средства помогли две меры: увеличение штрафов за неправильную парковку (на 60% с 2012 года) и «налог на метро», который взимается с работодателей (примерно 2 евро на сотрудника).

Ein Bus der Wiener Linien an einer Haltestelle. Fahrgäste steigen ein und aus.

Германия считается «автомобильной» страной, и есть опасения, что либо у городов не хватит средств на субсидии общественному транспорту, либо сами жители не захотят расставаться со своими машинами.

В Бонне с 1 января, когда был запущен двухгодичный эксперимент, удалось продать только 5 258 из 17 000 «венских» проездных. Представитель местной транспортной сети сообщил, что в ближайшие месяцы ожидается рост продаж по мере того, как будет истекать срок действия старых проездных. Но эксперимент уже выявил масштаб проблемы: поездки по евро в день будут стоить относительно небольшому Бонну около 23 миллионов евро в год.

Газета «Тагесшпигель» полагает, что в Берлине подобная схема потребует дополнительных затрат в 100 миллионов евро в год. Партия «Зеленых», в составе коалиции вошедшая в городское правительство, высказала опасения в связи с предложением Мюллера.

«Это предложение стало неожиданностью», — сказал представитель партии по вопросам транспорта Харальд Моритц в интервью «Берлинер Цайтунг». — «Нужно как-то компенсировать затраты, но пока получается, что это будет происходить за счет налогоплательщика».


Оригинал. Перевел Сергей Меликов. Поддержите редакцию:


Еще статьи на эту тему

Эстакадам и магистралям не место в городе