Во что превращаются снесённые магистрали

25 февраля 2019 г.

На протяжении XX века магистрали были основой экономического роста американских городов. Они позволяли людям быстро перемещаться между центром города и пригородами, разгружали улицы и создавали рабочие места.

Но в наши дни вкладываться в магистрали — плохое деловое решение.

Всё большее количество городов США предпочитают сносить или преобразовывать отрезки ветхих автострад, а не восстанавливать их. Роб Стойтевилл из вашингтонского НКО «Конгресс за Новый Урбанизм» полагает, что эти реконструкции во многом происходят потому, что старые шоссе затратно перестраивать.

За прошедшие несколько лет Стойтевилл и его команда фиксировала, в каких городах снесли или планируют снести магистрали. Они ожидают, что эта тенденция сохранится.

Вот некоторые примеры.

Когда города сносят магистрали, зачастую на их месте появляются бульвары, парки и дома.

Парк на месте снесённого шоссе Харбор-драйв в Портленде

В Рочестере, штат Нью-Йорк, снесли 1,5 км шоссе I-490 в конце 2017 года.

Иннер-луп в Рочестере перед сносом. Фото: Reconnect Rochester

В 2016 году город получил федеральный грант в размере 17 миллионов долларов на 22-миллионный проект по сносу. Теперь власти города рассматривают несколько предложений по перепланировке кварталов, включающих строительство жилых зданий и магазинов, расширение музея и отель.

Предлагаемый проект перепланировки на месте бывшего Иннер-лупа. Источник: Urban Design Associates

К такому же проекту приступили и в Милуоки, штат Висконсин, в 2002 году.

Снос шоссе в Милуоки, 2002. Источник: Департамент городского развития Милуоки

Недостроенное шоссе, Парк-ист-фривей, было заменено благоустроенным, удобным для пешеходов бульваром. Власти города также создали 3 новых микрорайона и место для прогулок вокруг места, где раньше было шоссе.

Набережная Милуоки. Источник: Urban Land Institute

Центральную Артерию Бостона снесли, чтобы сделать на её месте аллею Розы Кеннеди и другие парки. Строительство проходило в конце 90-х — начале 2000-х.

Было-стало. Источник: AP/Michael Dwyer

Ещё один пример, более ранний, — шоссе Эмбаркадеро в Сан-Франциско. За 2 года до его сноса в 1991 году оно было повреждено землетрясением Лома-Приета, и его было решено снести, а не восстанавливать.

Шоссе Эмбаркадеро в 1982 году.

Сейчас это место, которое всё так же называется Эмбаркадеро, — широкий бульвар с пальмами и трамваем по центру. Бывший съезд на магистраль теперь стал многоквартирным домом.

Здание речного вокзала в Эмбаркадеро.

Причины для сноса магистралей у каждого города свои, но Стойтевилл утверждает, что есть и общая: дороговизна содержания устаревающих автострад.

Повреждённые из-за штормов обочина и полоса шоссе 50 недалеко от Поллок-Пайнс, штат Калифорния, 2017 год. Фото: AP Photo/Rich Pedroncelli

По всему США районам приходится сталкиваться с необходимостью значительного ремонта дорог и шоссе. Согласно последнему отчёту Американского общества инженеров гражданского строительства о состоянии инфраструктуры, каждый пятый километр шоссе — в плохом состоянии.

Во многих городах зачастую дешевле выровнять сетку улиц, чем ремонтировать шоссе. А когда из жилых районов исчезают магистрали, стоимость недвижимости увеличивается.

Проект Green TI, парка с небольшой улицей, который должен заменить милю шоссе Терминал-айленд в Лонг-Бич, Калифорния. Источник: Meléndez/CNU

Большинство магистралей США были построены после Второй мировой войны, в эпоху экономического процветания и стремительного развития пригородов. В 1956 году правительство Эйзенхауэра приняло Акт о федеральной помощи магистралям, по которому города получали 25 миллиардов долларов на строительство в течение 10 лет почти 41 тысячи миль (почти 66 тысяч километров) сети федеральных скоростных магистралей. В каждом проекте из федерального бюджета покрывалось 90% затрат.

В некоторых городах вроде Канзаса, штат Миссури и Сиракуз, штат Нью-Йорк, построили магистрали прямо через центр города. В то время это казалось хорошей идеей.

Шоссе I-81 в Сиракузах в наши дни. Источник: CNU

«Эту программу в XXI веке точно признают самой влиятельной на формирование и развитие американских городов, распределение населения по агломерациям и стране в целом, расположение предприятий и вариантов распределения рабочих мест», – писал о федеральной программе ныне покойный сенатор Дэниэл Мойнихэн в 1970 году.

Но на деле оказалось, что хайвеи, особенно прошедшие через центры городов, нанесли больше вреда, чем принесли пользы.

Первый бетон был залит на отрезке шоссе 65 в округе Хардин, штат Кентукки 27 мая 1959 года. Фото: AP

Были выселены в основном кварталы, где жили люди с низким доходом, районы были разделены, увеличился уровень шума и загрязнения воздуха, выросла бедность, а недвижимость в близлежащих домах упала в цене.

Строительство шоссе I-345 в Далласе в начале 70-х отрезало район Deep Ellum от центра. Источник: AIA Dallas


«Хайвеи действительно снижают связность», говорит Стойтевилл. «Города становятся ценнее, если они соединяют людей и организации. А шоссе, проложенные через город, разъединяют».

В целом, эти магистрали способствовали расползанию городов. Жители, переехавшие в пригороды, начали платить налоги там, и городам было тяжело выйти на прежний уровень доходов от школ, общественного транспорта и прочих городских услуг.

Воскресный трафик на пути из Нью-Йорка на берег Джерси в 1941 году. Источник: библиотека Конгресса


Также появляются новые доказательства того, что расширение магистралей не снижает загруженность улиц. Напротив, это поощряет езду на автомобиле — этот феномен называется «спровоцированный спрос».

Несколько отрезков магистралей в США вскоре перестанут существовать. Нью-Хейвен, штат Коннектикут, работает над проектом «Центральный перекрёсток» (Downtown Crossing), в рамках которого снесено несколько частей шоссе 34 и возводятся здания там, где раньше проходила магистраль.

Визуализация плана развития Нью-Хейвена. Источник: Newman Architects


Губернатор Нью-Йорка Эндрю Куомо объявил о планах по превращению съезда на шоссе I-787 в Олбани в парк для пешеходов и велосипедистов, закрытый для машин.

Визуализация Albany Skyway. Источник: Capitalize Albany

Власти Сомервилла, штат Массачусетс, приняли решение заменить шоссе МакГрэт бульваром на уровне земли. Строительство запланировано на 2026–2029 годы.

Визуализация бульвара МакГрэт. Источник: CNU

Рост движения за снос магистралей символизирует изменение отношения народа к облику городов будущего.

Предложение Роберта Мозеса по строительству магистрали в Нижнем Манхэттене, заблокированное Джейн Джейкобс в 1961 году. Источник: музей Нью-Йорка

В конце концов, владение машиной — часть традиционной «американской мечты». Писатель Джеймс Баллард писал об одержимости Америки автомобилями и магистралями в 1971 году.

Визуализация преображённой набережной Сиэтла. Источник: Rethink 81

Он писал: «Если бы меня попросили представить нынешний век в одной картинке, я бы выбрал знакомый сюжет: мужчина в автомобиле едет по бетонной автостраде в неизвестном направлении. <…> В этом заключены практически все аспекты современной жизни — чувство скорости, трагедии и агрессии, миры рекламы и товаров широкого потребления, проектирования и массового производства, а также опыт совместных поездок вдоль тщательно освещенных пейзажей».

Их демонтаж может преобразить американские города, к которым мы привыкли.

Оригинал



Дорожная революция
Текущий проект

Невозможно устроить комфортную городскую среду, когда у тебя под окном 10-полосное шоссе. Общеизвестно, что строительство широких дорог, особенно бессветофорных и ведущих в центр, приводит к увеличению количества пробок. Нам необходимо начать в обществе дискуссию про демонтаж хайвеев. Мы придём к этому решению! Сеул пришёл, в США приходят, в Европе сносят хайвеи, и у нас тоже это будет. Но кто-то должен эту дискуссию стартовать. И это будем мы.

нояб.
Собрано 149 504₽ из 500 000

Эстакадам и магистралям не место в городе