Зачем мы нарушаем правила

21 сентября 2020 г.

Группа американских учёных некоторое время назад подтвердила, что, действительно, практически все, кто пользуется улицами — и водители, и пешеходы, и велосипедисты — нарушают правила дорожного движения. Однако причины этому у всех разные: так, водители нарушают правила, чтобы сэкономить время, а велосипедисты — ради собственной безопасности.

Исследование было опубликовано ещё в 2017 году в «Журнале транспорта и землепользования». Его авторы, Уэсли Маршалл, Даниэль Пятковски и Аарон Джонсон, утверждают, что «практически каждый автомобилист хоть раз заезжал за стоп-линию или ездил с превышением скорости хоть на несколько километров в час», но при этом такие нарушения воспринимаются «нормальными и даже рациональными». При этом нарушения правил со стороны велосипедистов «чаще вызывают презрение со стороны общества и внимательнее изучаются».

Авторы исследования также ссылаются на других учёных, которые выявили, что велосипедисты, которые проезжают на красный, бесят водителей больше, чем какое-либо ещё поведение на дороге. При этом Дептранс Лондона в 2007 году проанализировал изображения с камер на пяти перекрёстках, и из 7500 велосипедистов 84% остановились на красный. Маршалл, Пятковски и Джонсон задались вопросом: действительно ли велосипедисты (а у некоторых из них есть и водительские права) так беспечны и опасны, или они всё же принимают осознанные, пусть и нелегальные, решения, пока ездят?

Всего в исследовании приняли участие 18 тысяч человек — и каждый признался, что так или иначе нарушает правила. «Если речь идёт о транспорте, то каждый — правонарушитель», говорят учёные. Но при этом причины у всех разные: если водители и пешеходы чаще нарушают, чтобы сэкономить время, то велосипедисты — ради безопасности. Желание не попасть под колёса более крупных, быстрых, а иногда и смертельно опасных автомобилей — главный фактор, из-за которого велосипедисты нарушают правила.

«Подавляющее большинство велосипедистов — не лихачи», пишут в статье JSTOR, цифровой библиотеки научных журналов. «Они нарушают правила в тех случаях, когда это никому не наносит вреда». По словам учёных, в транспортной системе, заточенной под автомобили, велосипедисты чувствуют себя ущемлёнными. «Они пытаются действовать безопасно и рационально, даже если это означает необходимость нарушить правила».

Ещё одно исследование, на этот раз австралийское, показало, что те, кто ездит и на велосипеде, и на автомобиле, лучше оценивают риски на дороге. В лабораторных условиях водители-велосипедисты быстрее реагировали на новую информацию, чем те, кто на велосипеде не ездит. Разница была ещё больше, если нужно было распознать другого приближающегося со стороны велосипедиста.

Среди выводов этого исследования — на улицах стало бы безопаснее для всех, если бы больше водителей хотя бы время от времени ездили на велосипеде. Впрочем, не только безопаснее.

Оригинал. Перевёл Михаил Чижов

Еще статьи на эту тему

Эстакадам и магистралям не место в городе